Икона Божией Матери «Избавительница»
Икона Божией Матери Избавительница. Храм прп. Сергия Радонежского д. МостоваяИстория иконы
Предание гласит, что первоначально икону Божией Матери «Избавительница» на рубеже XVIII-XIX веков скрывал у себя афонский подвижник Константий Феодул, а потом, в 1822 г., передал ее в качестве благословения своему ученику Мартиниану, пришедшему на Афон в 1821 году. Мартиниан стал насельником монастыря вмч. Пантелеимона. Прожив в Пантелеимоновом монастыре двадцать лет, однажды Мартиниан по зову сердца и с согласия игумена отправился путешествовать с проповедями по греческим городам и селам, взяв с собой образ Богородицы. Он пребывал в местечке Мавровони, вблизи Спарты. Жители тех мест подверглись страшному бедствию: на их поля напала во множестве саранча, никакие меры не помогали, гнев Божий продолжался, жители были близки к отчаянию. Узнав об этом, старец Мартиниан, сострадая бедствию людей, стал убеждать их прибегнуть к заступничеству Царицы Небесной и веровать, что Она не презрит смиренной молитвы и избавит от беды. Более пяти тысяч человек пошли за старцем. Он вынес святую икону в поле, и там пред нею все стали усиленно молиться. Матерь Божия не отвергла теплых молитв и дивным образом избавила народ от гибели: саранча вдруг поднялась и полетела в таком количестве, что заслонила собой свет солнца. Внезапно налетело множество птиц и довершило истребление саранчи.
В том же селении и в то же время был болен мальчик по имени Анастасий. Родители мальчика просили священника местной церкви причастить больного Святых Христовых Таин, так как болезнь усиливалась. Что-то задержало священника, он пришел с промедлением, несмотря на то, что дом больного был близ церкви. Священника сопровождал старец Мартиниан, неся перед Святыми Дарами зажженную свечу. Они застали Анастасия уже умершим. Глубокое раскаяние овладело священником, он попросил старца принести икону Божией Матери и помолиться об умершем, дабы воскресил его Господь по предстательству Пречистой Своей Матери. Старец удивился такой просьбе священника, но, видя веру и раскаяние его, а также слезы отца и матери, вынул из-под ряски святую икону (она была с ним, в специальном футляре старец носил святую икону на шее), поставил ее над одром умершего и, уверенный, что для Матери Всемогущего все возможно, начал молиться пред нею, прося всех присутствующих присоединить к его молитвам и свои. После моления старец трижды крестообразно осенил иконою лицо умершего, и, к удивлению и радости всех, мальчик открыл глаза. Тогда старец предложил священнику причастить Анастасия Святых Христовых Таин, и мальчик встал совершенно здоровым.
Весть о происшедшем чуде разнеслась далеко за пределы села, и хижина старца была каждый день полна народу. Множество чудес совершалось от святой иконы, но это весьма тяготило привыкшего к уединенной жизни старца, потому, что из-за совершающихся чудес народ прославлял и его самого. Поэтому он решил скрыться и уже нашел себе на берегу моря пещеру, но это было неугодно Божией Матери: ночью он, будучи на молитве, услышал голос, повелевавший ему не скрывать даров благодати Божией и, оставив затвор, служить к пользе ближних.
Местопребывание старца было открыто жителям через одну бесноватую по имени Елена. Некий священник решился читать над ней заклинательные молитвы. Беснование Елены усилилось, бес и не думал оставлять ее, а наоборот, нещадно сопротивлялся и ругался на священника. На его вопрос: "Кто же может тебя выгнать?" - нечистый дух, понуждаемый силою Божиею и заклинанием, сказал и указал место, где находится старец с чудотворной иконой. Народ во множестве собрался и пошел просить старца снова помогать страждущим. Старец повиновался, и прежде всего он совершенно избавил бесноватую Елену от нечистого духа через молитву перед святою иконою.
Состарившись, Мартиниан поселился в русском Пантелеимоновом монастыре на г. Афон. В то время стало известно, что на кавказском берегу Черного моря строится русский монастырь, во всём подражающий св. горе Афон, Новоафонский. Некоторые иноки из Пантелеимонова монастыря отправились устраивать там монашескую жизнь. Проникнувшись любовью к новой кавказской братии, Мартиниан завещал после своей смерти отправить ей в дар чудотворную «Избавительницу».
20 июля 1889 году икона, в сопровождении настоятеля Новоафонского монастыря архим. Иерона, прибыла на берег Абхазии, где Божией Матери устроили торжественную встречу.
Общецерковное празднование иконе Божией Матери "Избавительнице" установлено 17 октября (по старому стилю) в связи с чудесным избавлением от гибели Государя Императора Александра III с августейшей семьей при крушении поезда 17 октября 1888 года на станции Борки. Чудом Божиим, никто из царственных особ не пострадал. Император Александр III возвращался после посещения Кавказа, где отдыхал и посещал Новоафонский монастырь. После первого совершенного в обители празднества в честь иконы, в море поднялся шторм, выбросивший на берег множество рыбы, из которой приготовили угощение для молящихся.
Множество исцелений было зафиксировано среди паломников Нового Афона. Например, газета "Гражданин" от 2 июня 1891 года опубликовала официальный акт об исцелении трех паломников; двое из них страдали болезнями суставов ног и отеками, у третьего в течение 27 лет была поражена правая рука, от чего он испытывал невыносимые боли.
Благочестивые подданные Российской империи к заступничеству Божией Матери относили избавление от руки убийцы наследника Всероссийского престола Великого князя Николая Александровича в г. Отсу (Япония) 29 апреля 1891 г., и именно по этому поводу синодальным миссионером иеромонахом Арсением был заказан список с чудотворной иконы "Избавительницы" и пожертвован в церковь Морского госпиталя Санкт-Петербурга (у Калинкина моста). Этот список, сделанный афонскими монахами, также прославился чудесами.
Из дел, хранившихся в архиве церкви, известно, что в августе 1892 года с благословения владыки Исидора (Никольского) рабочие чугуно-литейного завода брали икону на завод для торжественного молебствия об избавлении рабочих завода от смертной опасности - холерной эпидемии. Богоматерь не посрамила веры: холера, поразившая рабочих соседних заводов на Гутуевском острове, не коснулась только рабочих одного чугуно-литейного завода, где не было ни одного случая заболевания.
В 1893 году указом Санкт-Петербургской консистории был разрешен крестный ход на означенный завод со святою иконою Божией Матери "Избавительницей", а позднее крестный ход был разрешен на Резво-Островскую мануфактуру Воронина за избавление рабочих от холерной эпидемии. Икона Божией Матери "Избавительница" с крестным ходом ежегодно поднималась (выносилась из храма) на Путиловский завод, Екатерингофскую мануфактуру для совершения благодарственных молебствий за избавление от болезней.
В 1899 году в Москве во имя чудотворной иконы Божией Матери "Избавительницы" был освящен престол в домовой церкви при приюте Московского общества попечения о безпризорных и освобождаемых из мест заключения несовершеннолетних в Большом Чудовском переулке в Хамовниках. После революции 1917 г. новоафонской братии долго удавалось удерживать монастырь от закрытия и разорения. Но в 1924 г. обитель была окончательно закрыта и иноки разошлись по горным трущобам, спасая святыни монастыря. Икону «Избавительница» забрал один из монахов, впоследствии ставший священником в Гудауте (Абхазия). По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. икона была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру.
Икона Божией Матери "Избавительница" относится к иконографическому типу, называемому "Одигитрия - Путеводительница". Классический тип Одигитрии представляет собой поясное изображение Божией Матери с Богомладенцем на левой руке. Лики Их почти фронтально повернуты к молящимся. Правая рука Богомладенца - в благословляющем жесте, а левая держит свиток. Свободную руку Богоматерь держит перед грудью, как бы указуя на Богомладенца. Ранее Божия Матерь изображалась сидящей на троне, часто Она и Богомладенец изображались с коронами на главах, что подчеркивало Их царственное достоинство. На иконе "Избавительницы" с короной изображена только Божия Матерь, и только деталями (положение ножек и ручек Богомладенца, положение главы Богоматери) "Избавительница" отличается от "Скоропослушницы".
Почитаемые списки иконы Божией Матери «Избавительница»
Икона Божией Матери «Избавительница» хранится в Соборе на территории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мужского монастыря. Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского монастыря образ отражает историю «Избавительницы», которая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского монастыря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского монастыря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в.
В 1992 г. похожая на оригинал старинная икона небольшого размера (12 на 15 см) была передана престарелой монахиней Гавриилой в Лавру, где и находится поныне. Старица получила образ от священника той же Лавры в 1970 г. с поручением «пустить икону по течению Днепра». В те годы Почаевская Лавра находилась под угрозой разорения и таким образом он хотел спасти святыню. Но монахиня не решилась бросить образ в реку и сохраняла его в своём доме. Через некоторое время образ Богородицы чудесным образом обновился и монахиня решила передать его в Лавру. Со времени пребывания чудотворной иконы в Крестовоздвиженской церкви зафиксированы случаи исцелений.
Почитаемый образ Пресвятой Богородицы «Избавительница» находится в Троицкой церкви села Ташла Самарской области. Икона почитается в Поволжье. Ее обретение в канун революции 1917 г. рассматривается верующими как знак милости Пресвятой Богородицы. Особенности живописи и деталей позволяют предположить, что ташлинский образ представляет собой список иконы Божией Матери «Избавительница» из Новоафонского монастыря.
Список иконы Божией Матери Избавительница имеется и в храме прп. Сергия Радонежского д. Мостовая Пермского района Пермского края. Предположительно, этот образ написан в начале XX в.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4: Избавле́ние Принося́щая всем,/ от се́рдца Тебе́ призыва́ющим,/ принеси́ избавле́ние ско́рое/ и нам, в лю́тых беда́х погиба́ющим // и в Тебе́ Едино́й избавле́ние на́ше на Бо́зе полага́ющим.
Ин тропарь, глас 4: Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́ / святы́й о́браз Твой, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в нощи́ скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и нам, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бед,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, // спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8: Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́,/ бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше,/ заступле́нием Твои́м изба́вишася от злых,/ но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га,/ и нас свободи́ от лю́тых обстоя́ний,/ вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти: // ра́дуйся, Изба́вительнице на́ша от всех бед.
Молитва: О, Ма́ти Бо́жия, по́моще и защи́та на́ша, егда́ попро́сим, бу́ди изба́вительнице на́ша, на Тя бо упова́ем и всегда́ вседу́шно Тя призыва́ем: умилосе́рдися и помози́, пожале́й и изба́ви, приклони́ у́хо Твое́ и на́ши ско́рбныя и сле́зныя моли́твы приими́, и я́коже хо́щеши, успоко́й и обра́дуй нас, лю́бящих твоего́ Безнача́льного Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.
Величание: Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния // всем с ве́рою притека́ющим.